Тема занятия №1. Исторические аспекты современной риторики  

Тема занятия №1. Исторические аспекты современной риторики

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическим занятиям

учебной дисциплины Риторика

для специальности 060101 Лечебное дело

курс 2 семестр 3

Составитель: Гринько Е.Н., к.культурологии, доцент Рецензент: Беньковская О.П., к.м.н.

Владивосток – 2014 г.


Тема занятия №1. Исторические аспекты современной риторики

Мотивация изучения темы

Данное занятие направлено на осмысление исторических аспектов современной риторики, её связи с современной риторикой, что способствует пробуждению интереса к речи как к способу самовыражения и достижения успеха в жизни через речевую коммуникацию

Цели занятия.

3.1. Общая цель: сосредоточить внимание студентов на этической и интеллектуальной стороне риторики, помочь сформировать общую компетенцию ОК-5 «Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности».

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - основные особенности формирования риторики в Античности, виды речей, возникших в Древней Греции, требования к оратору в Древней Греции и Древнем Риме, вклад Аристотеля в научное становление риторики, определение риторики, по Аристотелю, виды риторических идеалов софистов и диалектиков, систему подготовки ораторов, по Квинтилиану. Особенности формирования в 18-19 веках в России риторической культуры поведения человека.

«Уметь» - охарактеризовать специфику риторической культуры в Античности, обозначить связь риторики и социокультурной системы полисов Древней Греции и имперского и республиканского Рима, связь риторики и других видов гуманитарного знания, вклад Античности в развитие интеллектуальной и речевой культуры европейской цивилизации. Проанализировать отечественные риторические тексты 18 – 19 веков.

«Владеть» - способностью к сравнению риторической культуры Древней Греции и Древнего Рима, перенесению требований к поведению оратора на профессиональное поведение будущего специалиста, его этического компонента. Способностью охарактеризовать правила речевого поведения, которые складывались в России в 18 – 19 веках. Оценить значение риторических правил для формирования гуманистической, этической речевой культуры в России.

4. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Такие дисциплины не изучались.

5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

5.1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний

1. Какие виды речей возникли в Древней Греции?



2. С какими науками формировалась риторика в Древней Греции?

3. Какие добродетели оратора ценились в Древней Греции?

4. Какое определение дал риторике Аристотель?

5. Каков вклад Аристотеля в научное формирование риторики?

6. Чем отличаются риторические идеалы софистов и диалектиков Древней Греции?

7. Как риторика зависит от особенностей устройства древнегреческого общества?

8. Как риторика менялась в Древнем Риме в зависимости от имперского или республиканского строя в Древнем Риме?

9. Какой вклад в научное формирование отечественной риторической культуры внёс М.В. Ломоносов?

10. В чём особенности требований к молодым дворянам в новую петровскую эпоху?

5.2.Задания для СРС во внеучебное время

Изучить материал, данный в Методических рекомендациях для СРС (Тема СРС № 1) на тему «Исторические аспекты риторики». На его основе

подготовить по подгруппам сообщения (на 10 минут) на темы:

«Античность в истории риторики».

1. Вклад Древней Греции в формировании риторики

2. Вклад Древнего Рима в формировании риторики

3 Вклад Квинтилиана в риторику

«Отечественная риторическая культура».

4. Роль М.В. Ломоносова в формировании русской научной риторической культуры.

5. Новые правила речевого поведения благородного молодого человека и девицы (на основе книги «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», изданной при Петре I )

6. Речевой этикет в России 19 века (на основе книги «Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной»). Раскрыть значение риторических правил для формирования гуманистической, этической речевой культуры в России.

5.3. Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты)

1. Основы риторики в Древней Греции были заложены

А) софистами

Б) Платоном

В) Сократом

2. Если собеседник воспринимается как объект для манипулирования, цель общения – победа, то это риторический идеал

А) Сократа

Б) Аристотеля

В) Горгия

3. Речи, которые обращены к будущему, произносятся в народном собрании и представляют собой совет коллективу, это речи

А) делиберативные

Б) судебные

В) эпидейктические

4. Профессия людей, которые писали за других речи и письма, назывались в Древней Греции

А) логографами

Б) софистами

В) графоманами

5. Образцом судебного оратора в Древней Греции был

А) Эсхин

Б) Лисий

В) Демосфен

6. Огромную важность приобрела в императорском Риме система воспитания и образования, в том числе воспитания оратора, знаменитого деятеля

А) Плутарха

Б) Фронтона

В) Квинтилиана

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

1. Риторика – это наука об общих способах убеждения в вероятном или возможном, основанных на четкой системе доказательств, а также умение находить и применять эти доказательства, опираясь на логику мысли. Такое определение риторики принадлежит

А) Демосфену

Б) Цицерону

В) Аристотелю

2. Риторический идеал этого оратора Древнего Рима основывался на философии стоиков, ценивших в мире красоту и гармонию, отрицавших безобразное, требовавших от человека усмирения страстей. Этот оратор

А) Квинтилиан

Б) Фокион

В) Цицерон

3. «Младые люди не должны ни про кого худого переговаривать и разглашать, что слышат, чтобы ближнему не было вреда и урона». Такое требование к речевому поведению содержалось в книге 18 века

А) «Домострой»

Б) «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению»

В) «Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной»

4. Первая печатная риторика - «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» вышла в свет в 1747 году. Её автор

А) Ф. Прокопович

Б) С. Полоцкий

В) М.В. Ломоносов

5. «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». Данное определение риторики принадлежит отечественному автору:

А) Протопопу Аввакуму

Б) М.В. Ломоносову

В) Петру I

5. Учебно-материальное обеспечение:

9.1. Литература:

а) обязательная

1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи. Учеб. пособие. – М: Логос, 2011.// ЭБС «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru/

2. Захарова Л.Л. Риторика. Учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012 / Университетская библиотека on-line http://www.biblioclub.ru/

3. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011 / Университетская библиотека on-linе

б) дополнительная

4. Михальская А.К. Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник. - М.: Дрофа, 2013.

5. Гринько Е.Н. «Риторика и риторическая культура: история и теория» - Владивосток, ДВГТУ, 2004 (традиционная и электронная версия)

9.2. Материальное обеспечение:

а) наглядные пособия - нет

б) приборы, аппараты, оборудование и др. - нет

в) технические средства обучения (графопроектор, проектор, компьютер и т.п.) - нет

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.


Мотивация изучения темы

Данное занятие направлено на осмысление сущности классической риторики, её связи с современной риторикой, что способствует пробуждению интереса к речи как к способу самовыражения и достижения успеха в жизни через речевую коммуникацию

Цели занятия.

3.1. Общая цель: сосредоточить внимание студентов на этической и интеллектуальной стороне риторики, помочь сформировать общую компетенцию ОК-5 «Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности».

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - основные категории классической риторики, структуру классического риторического канона, содержание и структуру инвенции.

«Уметь» - дать определения основным категориям риторики, охарактеризовать роль каждого из элементов классического риторического канона, их вклад в интеллектуальное и этическое развитие будущего специалиста.

«Владеть» - способностью к анализу основных категорий риторики, перенесению требований к поведению оратора на профессиональное поведение будущего специалиста, его этического компонента.

4. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Такие дисциплины не изучались.

5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

5.1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

1. Что такое этос как категория риторики?

2. Что такое пафос как категория риторики?

3. Что такое логос как категория риторики?

4. Что такое классический риторический канон?

5. Из каких частей он состоит?

6. Чему учила каждая из частей классического риторического канона?

7. Какова схема инвенции?

8. Чем риторические аргументы отличаются от логических?

9. Чего требуют общие правила инвенции?

10. Какие качества речи ценили греки?

5.2. Задания для СРС во внеучебное время

Домашнее задание к текущему практическому занятию:

Общее задание для всех

1. Составить словарь основных категорий и понятий риторики: этос, пафос, логос, классический риторический канон, инвенция, диспозиция, элокуция.

Задания для трёх подгрупп:

1. Описать риторические способы обоснования своего мнения, различные виды умозаключений (энтимема, эпихейрема, силлогизм, сорит)

2. Подготовить сообщение о содержании и структуре классического риторического канона

3. Подготовить сообщение о структуре и содержании инвенции.

Творческие задания для повышения рейтинга:

1. Подготовить сообщение о выдающихся ораторах Древней Греции.

2. Подготовить сообщение о роли инвенции в подготовке оратора, студента вуза и будущего специалиста медицинского профиля.

5.3.Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты)

1. Категория риторики, отражающая условия, исходящие от аудитории, этические требования к оратору, это

А) этос

Б) логос

В) пафос

2. Элокуция это

А) изобретение, нахождение содержания.

Б) расположение найденного материала.

В) украшение, словесное оформление мысли

3. Классический риторический канон возник в

А) Древней Греции

Б) Древнем Риме

В) Средневековой Европе

4. Цепочка связанных положений, при развитии которых следующее положение вытекает из предыдущего. Это

А) энтимема

Б) эпихейрема

В) сорит

5. Общие правила инвенции требуют

А) преимущества нравов в поведении оратора

Б) гармонии нравов, аргументов и страстей

В) преимущества аргументов в поведении оратора

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

1. «Риторика - это наука об общих способах убеждения в вероятном или возможном, основанных на четкой системе доказательств, а также умение находить и применять эти доказательства, опираясь на логику мысли». Автор данного определения

А) Сократ

Б) Аристотель

В) Квинтилиан

2. Категория риторики, отражающая цели и намерения оратора, эмоции, которые он хочет вызвать у аудитории, – это

А) этос

Б) логос

В) пафос

3. Изобретению, нахождения содержания обучала

А) инвенция

Б) диспозиция

В) элокуция

4. «Уехать в город – расстаться с родными. Остаться дома – забыть о мечте стать актрисой». Такое умозаключение называется

А) энтимема

Б) эпихейрема

В) дилемма

5. Пристальное наблюдение за собой, людьми и вещами, размышление над знанием и тщательное обдумывание мыслей, изучение образцов, упражнения – это, по мнению греков,

А) способы развития оратора

Б) приёмы философствования.

В) способы поиска темы для выступления оратора.

9. Учебно-материальное обеспечение:

9.1. Литература:

а) обязательная

1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи. . Учеб. пособие. – М: Логос, 2011.// ЭБС «Университетская библиотека on-line» http://www.biblioclub.ru/

2. Захарова Л.Л. Риторика. Учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012 / Университетская библиотека on-line http://www.biblioclub.ru/

3. Голубев В. Л. Риторика. Ответы на экзаменационные вопросы . - Минск: ТетраСистемс, 2008 / Университетская библиотека on-line

4. Тимошенко Т. Е. Риторика. Практикум . - М.: Флинта, 2009 / Университетская библиотека on-line

б) дополнительная

5.Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011 / Университетская библиотека on-linе

6. Михальская А.К. Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник. - М.: Дрофа, 2013.

7. Гринько Е.Н. «Риторика и риторическая культура: история и теория» - Владивосток, ДВГТУ, 2004 (традиционная и электронная версия)

9.2. Материальное обеспечение:

а) наглядные пособия - нет

б) приборы, аппараты, оборудование и др. - нет

в) технические средства обучения (графопроектор, проектор, компьютер и т.п.) - нет

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.


Мотивация изучения темы

3.Данное занятие направлено на формирование у студента интереса к речемыслительной деятельности.

Цели занятия.

3.1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности ОК-5 «Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности».

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - основные смысловые модели – топы, по которым человек думает.

«Уметь» - находить основные смысловые модели-топы в различных текстах.

«Владеть» - способностью применять смысловые модели-топы в речевой деятельности.

5. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Предшествующая дисциплина, необходимая для освоения темы, не изучалась.

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

5.1.Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

1. В каком разделе классического риторического канона описывается топика?

2. Что такое топика?

3. Что такое топ?

4. Что лежит в основе выделения топов?

5. В каком сочинении Аристотель описывает различные топы?

5.2.Задания для СРС во внеучебное время

1. Подготовить характеристику смысловой модели-топа «Род-вид» с конкретными примерами из реальных текстов и своими сконструированными небольшими текстами (до 10 предложений).

2. Подготовить характеристику смысловой модели-топа «Целое-части» с конкретными примерами из реальных текстов и своими сконструированными небольшими текстами (до 10 предложений).

3. Подготовить характеристику смысловой модели-топа «Свойства» с конкретными примерами из реальных текстов и своими сконструированными небольшими текстами (до 10 предложений).

4. Подготовить характеристику смысловой модели-топа «Определение» с конкретными примерами из реальных текстов и своими сконструированными небольшими текстами (до 10 предложений).

5. Подготовить характеристику смысловой модели-топа «Причина-следствие» с конкретными примерами из реальных текстов и своими сконструированными небольшими текстами (до 10 предложений).

5.3.Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).

1. Топика составляет часть классического риторического канона, а именно

А) инвенции

Б) диспозиции

В) элокуции

2. Совокупность «общих мест» и способы их применения на этапе инвенции называется

А) каноном

Б) топикой

В) диспозицией.

3. Перечень смысловых моделей-топов Аристотель приводит в книге

А) «Логика»

Б) «Филология»

В) «Риторика».

4. В диалоге Платона «Федр» Сократ специально говорит о двух направлениях мысли человеческой; от частного к общему и об обратном – от общего к частному. Он имеет в виду топ

А) «Род-вид»

Б) «Целое-части

В) «Определение»

5. Искусство детали в художественном тексте строится на умении пользоваться топом

А) «целое-части»

Б) «причина-следствие»

В) «свойства».

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

Определите виды топов, лежащих в основе данных текстов;

1. В наше время люди живут в информационном мире. Они обмениваются устными сообщениями, записками, посланиями. Они передают друг другу просьбы, приказы, отчёты о проделанной работе, описи имущества. Они пишут книги, издают газеты и журналы.

2. Многие писатели начинали свой творческий путь в газете, поскольку работа корреспондента требует умения не только просто и ясно излагать свои мысли, но и оперативно, быстро откликаться на события.

3. Работа корреспондента не так проста и легка, как кажется на первый взгляд.

4. Сегодня Москва – это большой город современный город с большими магистралями, величественными зданиями театров, институтов, библиотек.

5. Город чудный! Город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах;

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!

9. Учебно-материальное обеспечение:

9.1.Литература:

а) обязательная

1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи. Учеб. пособие. – М: Логос, 2011.// ЭБС «Университетская библиотека on-line» http://www.biblioclub.ru/

2. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011 / Университетская библиотека on-linе

3. Михальская А.К. Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник. - М.: Дрофа, 2013.

б) дополнительная

Гринько Е.Н. «Риторика и риторическая культура: история и теория» - Владивосток, ДВГТУ, 2004 (традиционная и электронная версия)

9.2. Материальное обеспечение:

а) наглядные пособия - нет

б) приборы, аппараты, оборудование и др. - нет

в) технические средства обучения (графопроектор, проектор, компьютер и т.п.) - нет

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.


Мотивация изучения темы

Данное занятие направлено на формирование у студента интереса к речемыслительной деятельности.

Цели занятия.

3.1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности ОК-5 «Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности».

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - основные смысловые модели – топы, по которым человек думает.

«Уметь» - находить основные смысловые модели-топы в различных текстах.

«Владеть» - способностью применять смысловые модели-топы в речевой деятельности.

4. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Предшествующая дисциплина, необходимая для освоения темы, не изучалась.

5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

5.1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

1. Что в переводе с латинского обозначает слово «topos»?

2. Какие «общие места» выделял Аристотель?

3. Какие топы вы можете назвать?

4. На какой основе выделяются топы?

5.2. Задания для СРС во внеучебное время

К текущему занятию разбиться на 5 подгрупп и каждой подгруппе подготовить одно из сообщений.

1. Подготовить характеристику смысловой модели-топа «Сопоставление» с конкретными примерами из реальных текстов и своими сконструированными небольшими текстами (до 10 предложений).

2. Подготовить характеристику смысловой модели-топа «Обстоятельство» с конкретными примерами из реальных текстов и своими сконструированными небольшими текстами (до 10 предложений).

3. Подготовить характеристику смысловой модели-топа «Пример» с конкретными примерами из реальных текстов и своими сконструированными небольшими текстами (до 10 предложений).

4. Подготовить характеристику смысловой модели-топа «Свидетельство» с конкретными примерами из реальных текстов и своими сконструированными небольшими текстами (до 10 предложений).

5. Подготовить характеристику смысловой модели-топа «Имя» с конкретными примерами из реальных текстов и своими сконструированными небольшими текстами (до 10 предложений).

5.3. Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).

1. Топика входит в состав

А) инвенции

Б) диспозиции

В) элокуции

2. Признаки предметов, их качества, функции составляют содержание топа

А) определение

Б) свойства

В) обстоятельство.

3. Поиски сходства, аналогии лежат в основе топа

А) «Род-вид»

Б) «Пример»

В) «Сопоставление».

4. Веерная и цепная схемы организовывают смысловую модель

А) «Род-вид»

Б) «Причина-следствие»

В) «Обстоятельство»

5. Факты прежде случившиеся есть топы

А) «Имя»

Б) «Целое-части»

В) «Пример».

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

Определите виды топов, лежащих в основе данных текстов:

1. «Счастливые часов не наблюдают», сказал Грибоедов в своей комедии «Горе от ума»:

А) «пример»

Б) «имя»

В) «свидетельство»

2. «Подлинная слава приходит к Исократу, когда он открыл свою знаменитую школу риторики в Афинах . 40 лет (с 392 по 352 г.до н.э.) отдал он главному делу своей жизни.».

А) «обстоятельство»

Б) «целое-части»

В) «свойства»

3. «А сама-то, величава,

Выступает, будто пава,

А как речь-то говорит,

Точно реченька, журчит»

А) «сопоставление»

Б) «род-вид»

В) «обстоятельство»

4. «Вы хотите стать хорошим оратором, но у вас слабый голос и страх перед аудиторией? Не падайте духом, вспомните Демосфена. У Демосфена голос был слабый, говорил он невнятно и совершенно не умел держаться перед публикой. Однако после долгих и упорных усилий Демосфен стал превосходным оратором, даже враги признали силу и мастерство его выступлений2.

А) «имя»

Б) «пример»

В) «определение».

5. «Само слово «революция» от латинского revolve означает «катить назад», «возвращаться», «переворачивать». Незавидный перечень смыслов. Никакой стране никогда не пожелаю революции».

А) «род-вид»

Б)»имя»

В) «причина-следствие2.

9. Учебно-материальное обеспечение:

9.1.Литература:

а) обязательная

1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи. Учеб. пособие. – М: Логос, 2011.// ЭБС «Университетская библиотека on-line» http://www.biblioclub.ru/

2. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011 / Университетская библиотека on-linе

3. Михальская А.К. Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник. - М.: Дрофа, 2013.

б) дополнительная

1. Гринько Е.Н. «Риторика и риторическая культура: история и теория» - Владивосток, ДВГТУ, 2004 (традиционная и электронная версия)

9.2.Материальное обеспечение:

а) наглядные пособия - нет

б) приборы, аппараты, оборудование и др. - нет

в) технические средства обучения (графопроектор, проектор, компьютер и т.п.) - нет

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.


Мотивация изучения темы

Данное занятие направлено на формирование интереса к интеллектуальной деятельности.

Цели занятия.

Общая цель: изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности ОК-5 «Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности».

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - сущность и специфические особенности риторического текста, правила и этапы его создания; трудности при создании текста.

«Уметь» - проанализировать строение конкретного текста, выделить введение, основную часть и заключение; обнаружить в готовом тексте различные элементы, способствующие его связности и логичности.

«Владеть» - навыком риторического анализа текста.

4. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Необходимы знания школьной программы по русскому языку.

5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

5.1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний

1. Какие вопросы рассматриваются в диспозиции как части классического риторического канона?

2. Как переводится с латинского слово «текст»?

3. Каковы специфические свойства риторического текста?

3. Какие слои выделяются в тексте ораторской речи?

4. Из каких элементов состоит композиция текста ораторской речи?

5. Какие существуют способы развёртывания основной части текста ораторской речи?

6. На какие этапы можно разбить построение текста ораторской речи?

7. Какие трудности существуют при построении текста ораторской речи?

8. Каковы критерии «самоэкспертизы» текста ораторской речи?

5.2. Задания для СРС во внеучебное время

Разбиться на 4 группы и подготовить сообщение на темы:

1. Понятие текста, специфические особенности и «слои», способы риторического текста

2. Строение текста, различные способы организации введения, заключения и основной части текста.

3. Этапы создания текста

4. Трудности создания текста, самоэкспертиза.

5.3. Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).

1. Латинское слово textum обозначает:

А) ткань, связь, соединение,

Б) объединение слов,

В) цепь предложений

2. «Слой» риторического текста, передающий содержание, отражающий фактическую сторону текста. называется

А) идейно-тематический

Б) конкретно-понятийный

В) структурно-логический

3. Риторическому тексту не свойственны

А) связность, организованность

Б) целесообразность, прагматизм

В) спонтанность, отрывочность

4. Последовательный переход из одной темы в другую характерен для такого способа развёртывания основной части, как

А) транзитивный

Б) экстенсивный

В) параллельный

5. Этап работы над те5стом, на котором проводится его анализ и проверка, называется этапом

А) подготовительным

Б) «первичного» текста

В) самоэкспертизы.

6.Этапы проведения практического занятия.

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
IV. Вводная часть занятия 5-10 %
Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие
Определение темы, мотивации, цели, задач занятия См. пункты 1, 2, 3.1 и 3.2. данного занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов
V. Основная часть занятия 80-94%
Контроль исходных знаний, умений и навыков См. пункты 5.1 и 5.3. Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков
Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время См. пункт 5.2. Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе
Демонстрация методики См. пункт 7. Показать ориентировочную основу действия (ООД)
Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 1. Выступления студентов в порядке, определённом в пункте 7. Обсуждение выступлений. 2. Выполнение упражнений на анализ строения текста, поиска элементов, служащих его связности
Реализация планируемой формы занятия – семинар Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов Тесты. См. пункт 8.
Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка
VI. Заключительная часть занятия 5-10 %
Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия
Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Домашнее задание на следующее практическое занятие: Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер Разделиться на три подгруппы и подготовить сообщения на тему: 1. Повествование как функционально-смысловой тип текста, специфика, правила построения 3. Описание как функционально-смысловой тип текста, специфика, правила построения 4. Рассуждение как функционально-смысловой тип текста, специфика, правила построения

7. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время

Преподаватель объясняет, что студенты выступают с сообщениями в определённой последовательности, согласно порядку, обозначенному в пункте 5.1.

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

Проанализировать текст, т.е.

- определить его тему, основную идею,

- выделить границы введения, основной части и заключения,

- охарактеризовать особенности введения

- охарактеризовать особенности развёртывания основной части

- охарактеризовать особенности заключения,

- разделить на смысловые блоки основную часть текста,

- показать средства связи частей текста.

Все болезни от докторов

Я хочу поговорить о теме, которая волнует меня больше всего, так как непосредственно связана с моей будущей профессией. Сейчас вы поймёте, о чём идёт речь. А для начала позвольте вам рассказать анекдот.

Санитары везут больного на каталке по коридору больницы, а рядом идут два доктора. Один из врачей говорит другому: «Ну что, будем лечить или пусть живёт?».

После такой преамбулы уже можно быть откровенным. Я хочу вам сказать: «Все болезни от докторов!» Да, да, не удивляйтесь. И в подтверждение могу привести древнее изречение: «Врач, излечи себя самого».

К сожалению, некоторые эскулапы забыли эту истину. А зря. Мне кажется, что на дипломе каждого выпускника медвуза следует золотыми буквами её написать.

Прежде чем лечить других, сам научись быть здоровым. Ведь врач, страдающий недугом, лечит чью-то болезнь на манер повара, готовящего еду немытыми руками. Что из этого выходит, объяснять не надо. Разве больной может вылечить больного? Нет, и пока нас лечат люди, не умеющие быть здоровыми, мы болели, болеем и будем болеть.

Ну и как после этого относиться к медицине вообще и к докторам в частности?

Мне как будущему врачу кажется, что есть три пути выхода из положения.

Первый. Врач, исцелися сам! Только здоровый знает, как помочь человеку стать здоровым, только здоровый даёт надежду больному на выздоровление.

Второй. Предупреждать болезни легче, чем лечить их. Поэтому человек, заботящийся о чистоте души, духа и тела, человек, умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями, закаливанием и избегающий вредных привычек, не нуждается в лечении.

А третий путь пусть каждый выберет себе сам. И каким бы он ни был, всегда следует помнить: «Здоровье – мудрых гонорар!»

(П.С.Таранов. Искусство риторики. – М., «Эксмо», 2002. - С.436-437.)

9. Учебно-материальное обеспечение:

9.1. Литература:

а) обязательная

1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи. Учеб. пособие. – М: Логос, 2011.// ЭБС «Университетская библиотека on-line» http://www.biblioclub.ru/

2. Захарова Л.Л. Риторика. Учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012 / Университетская библиотека on-line

3. Михальская А.К. Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник. - М.: Дрофа, 2013.

б) дополнительная

1. П.С.Таранов. Искусство риторики. – М., «Эксмо», 2002.

2. Гринько Е.Н. «Риторика и риторическая культура: история и теория» - Владивосток, ДВГТУ, 2004 (традиционная и электронная версия)

9.2. Материальное обеспечение:

а) наглядные пособия (таблицы, схемы, слайды, графики и т.п.) - нет

б) приборы, аппараты, оборудование и др. - нет

в) технические средства обучения - нет.

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.


Мотивация изучения темы

Данное занятие направлено на формирование интереса к интеллектуальной деятельности.

Цели занятия.

Общая цель: изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности ОК-5 «Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности».

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

Оценка сформированности компетенций будет производиться на основе анализа и оценки созданных каждой подгруппой текстов.




8235113275703293.html
8235195974487772.html
    PR.RU™